Кому это нужно?
В ходе этой операции «Нелегал» несколько гастарбайтеров были задержаны за нарушение правил въезда на территорию Астраханской области и фиктивную регистрацию. Остальные были отпущены с миром. Однако в некоторых федеральных СМИ та же новость была озвучена уже с другим акцентом: «были задержаны 250 нелегалов из среднеазиатских республик». Дьявол, как известно, кроется в деталях. И в вопросе трудовой миграции эти детали и акценты очень важны.
Вторая — очень плохая новость пришла из с. Поды Черноярского района. Там 54-летний гражданин Узбекистана в одном из фермерских хозяйств в конце мая поссорился со своим знакомым и убил его топором. Казалось, обычный, увы, криминал, если бы подозреваемый не был гражданином Узбекистана. Но именно это обстоятельство сделало новость обсуждаемой на кухнях и в маршрутках, в сберкассах и на лавочках в сквериках. Непростые экономические условия, в которых мы все оказались, рост безработицы, снижение уровня жизни — все эти факторы в который уже раз поднимают вопрос в обществе: «А так ли уж нужны нам сейчас трудовые мигранты?». Может быть, каждый въехавший в регион мигрант отнял рабочее место у астраханца?
В прошлом году в миграционное законодательство было внесено много изменений. Некоторые эксперты предрекали большой отток трудовых мигрантов, в том числе и в нашем регионе. Насколько оправдались эти прогнозы, рассказала начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия Наталья Скляренко:
— Я бы сказала, совсем не оправдались. Действительно, 2015 год стал «тестовым» для иностранной рабочей силы, прибывающей в безвизовом порядке, так как стало обязательным оформление патентов на работу. Трудовых мигрантов обязали также получать полисы добровольного медицинского страхования, сдавать экзамен на знание русского языка, был установлен региональный коэффициент к налогу по патенту. И все эти новые требования миграционного законодательства совпали с проблемами в экономике России. И какое-то очень незначительное время трудовым мигрантам было просто невыгодно ехать к нам на заработки.
Летят перелетные…
Многие стали уезжать еще задолго до наступления холодов. Но только не в Астраханской области. Наши трудовые мигранты закончили сельхозсезон без проблем, но вот вернуться ли они по весне — не знали. Часть из тех, кто трудился на стройках, домой на зиму и не уезжали: билеты не дешевые, а прошедшая зима выдалась на редкость теплой и позволяла продолжить работу на объектах. И те, и другие внимательно следили за экономической ситуацией в России. Весна же показала, что как бы сложно не было сейчас у нас, у них — еще хуже.
— Я и два моих сына пять месяцев просидели дома без работы, — поделился наболевшим Дильшот из Таджикистана. — Выручала старенькая машина. Мы на нее накопили с заработков в Астрахани за прошлые сезоны. — Вот на ней и занимались извозом по очереди. Живем в селе, транспорта мало, а в город кому-то из соседей все время надо. Плату брали и деньгами, и продуктами. В апреле мы в четвертый раз приехали снова к своему хозяину работать на полях.
— Ни в прошлом 2015 году, ни в этом мы не отмечаем значимого уменьшения количества трудовых мигрантов, прибывающих к нам в регион из стран, не требующих получения визы, — продолжает разговор Наталья Савельевна. — В этом году за пять месяцев 2016 года уже оформлено 13134 патента. Это на 25,1% больше чем за тот же период прошлого года!
Кстати, и сумма налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в региональный бюджет за это же время составила 106 млн 384 тыс. руб., то есть на 92% больше, чем за тот же период 2015 года! Вот нелишние деньги региону в нынешней финансовой ситуации. Брать на работу трудовых мигрантов предпочитает все же мелкий бизнес: только 3275 иностранных граждан, оформивших патенты за 5 месяцев, планировали работать у юридических лиц и в три раза больше — 9768 — у физических.
В 2015 в Россию, по официальным данным, приезжало на заработки приблизительно около 3 миллионов граждан Узбекистана и около полумиллиона граждан Таджикистана. За год узбекские рабочие отправили домой 700 миллионов долларов. По подсчетам таджикских экономистов, за счет денег, перечисляемых мигрантами, в стране живет более миллиона человек. Переводы гастарбайтеров в страну составляют более 3 млрд долларов в год, что соответствует примерно 40% ВВП Таджикистана. Деньги, перечисленные на родину, расходуются главным образом на повседневные нужды. Переводы от мигрантов — нередко единственный источник дохода для большинства семей, особенно в сельских регионах.
Дай ему, Боже, что нам негоже
Кризисные явления уже сказались на региональном рынке труда, и сокращения рабочих мест продолжаются. Так не составляют ли трудовые мигранты конкуренцию местным трудовым ресурсам?
— Астраханцы старшего и среднего поколения практически все прошли через так называемые стройотряды, когда не только студентов и даже рабочих с промышленных предприятий «добровольно-принудительно» отправляли в помощь сельчанам на посадку, прополку, сбор урожая. Теперь эту работу выполняют трудовые мигранты, — продолжает разговор Наталья Скляренко. — Астраханская область всегда испытывала значительную потребность в трудовых ресурсах. Это труд на полях, не требующий квалификации, с низким уровнем заработной платы.
Действительно, наши работодатели в растениеводстве с удовольствием берут гастарбайтеров на работу, даже несмотря на ужесточение миграционного законодательства и повышение требований, в том числе и к работодателям. Очень многие трудовые мигранты ездят к ним на заработки уже годами. К тому же Астраханская область активно включилась в программу по импортозамещению сельскохозяйственной продукции. Два года подряд наш агросектор производил более миллиона тонн овощей и бахчевых. Но этот вид деятельности носит не только сезонный характер, в нем преобладают малые формы хозяйствования: крестьянско-фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели.
— Работы в сезон всем хватает, — заверяет Наталья Савельевна. — В КФХ и ИП численность основного персонала от двух до пяти человек. На сезонные же работы работодатели привлекают более 4,5 тыс. человек из числа местного населения, уровень регистрируемой безработицы в сельских населенных пунктах в сезон снижается до минимального значения — 0,5%. Однако среди сельских жителей нет необходимого количества рабочей силы.
— У нас очень непростые климатические условия. Не каждый выдержит работу в поле, скажем, в июне, в «разгул» мошки, когда даже дышать без противомоскитных сеток невозможно, или в грянувший сорокаградусный зной, — делится Закир, индивидуальный предприниматель из Наримановского района, занимающийся выращиванием перца. — В селах трудоспособного населения немного. Взяли бы и местных, если бы было кого, ведь с наймом на работу гастарбайтеров сейчас стало много хлопот и затрат. Но у нас даже старшеклассников на каникулах в поле не заманишь, за компьютерами целыми днями сидят.
Недостаток трудовых ресурсов в сельском хозяйстве региона на протяжении ряда лет и восполняется за счет трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана: ежегодно это от 4 до 8 тыс. человек, то есть до 62% от общего количества иностранных работников, привлекаемых в регионе.
Не кочегары мы, не плотники
С востребованностью трудовых мигрантов в аграрном секторе экономики региона все понятно, ведь он на подъеме. Но чуть менее 40% трудовых мигрантов заняты в других сферах деятельности. Неужели и без них не обойтись?
— Значит, работодателям не обойтись <без них>, если они являются уникальными специалистами, например, в судостроении, — уверяет Скляренко. — Современный региональный рынок труда повышает требования к качеству рабочей силы. Возрастает спрос на конкурентоспособных и профессионально мобильных работников. Не всегда служба занятости может удовлетворить работодателя в подборе необходимых кадров из российских граждан, имеющих востребованную профессию. Такая ситуация, как я уже сказала, сложилась в судостроительной отрасли, где работодатели вынуждены приглашать высококвалифицированных работников.
В самом деле, если говорить о рабочих профессиях, то спрос на них превышает предложение на рынке труда. Вместе с тем приток в регион, как правило, квалифицированной иностранной рабочей силы из стран дальнего зарубежья в 2015-2016 годах значительно снизился. Так, в 2013 году было оформлено 606 разрешений на работу иностранным работникам визового въезда, в 2014 году — 560, в 2015 году уже только 293, а за пять месяцев 2016 года оформлено лишь 110 разрешений на работу. Такое снижение объясняется именно кризисными явлениями, ростом курса доллара по отношению к рублю. Есть и другие факторы. Например, завершаются работы по разработке нефтегазоконденсатного месторождения им. Филановского на шельфе Каспия, на которые в предыдущие годах привлекались иностранные специалисты, и количество оформляемых разрешений на работу высококвалифицированным специалистам снизилось в этом году по сравнению с прошлым с 32 до 21 за пять месяцев текущего года. Все высококвалифицированные специалисты привлекаются компаниями, занятыми в разработке нефтегазоконденсатного месторождения им. Филановского.
В условиях ограничения ввоза импортной продукции сельхозпроизводители региона планируют в 2016 году существенно увеличить объемы производства овощей, бахчевых культур и картофеля. Правительство РФ пошло навстречу нашим аграриям и для Астраханской области сняло ограничения на привлечение иностранных работников в сельском хозяйстве на 2016 год.