Теплоходная история: тогда и сейчас

Производство пассажирских теплоходов и выпуск их на маршруты значительно сократились

Сухие цифры официальной статистики по российскому судоходству говорят о не самых лучших временах в этой области. Если в советскую эпоху речной флот был национальной гордостью страны, то сейчас и производство пассажирских теплоходов, и выпуск их на маршруты значительно сократились. Объяснить это можно вездесущим экономическим кризисом — им сейчас можно оправдать практически всё, что связано с экономикой страны. Однако и культура речного отдыха на круизных теплоходах и так называемых «трамвайчиках» тоже стала угасать – даже знаменитые туры по великой Волге уже не вызывают у россиян должного чувства гордости и предпочтения другим видом отдыха. Особенно это заметно в астраханском крае – туры по Нижней Волге, посещение лотосовых полей, да просто прогулки на трамвайчиках вдоль городских набережных когда-то были любимым отдыхом у астраханцев и гостей города. Сейчас количество судов неумолимо сокращается, и так по всей стране.

Производство пассажирских теплоходов и выпуск их на маршруты значительно сократились

«Ракеты» и «Метеоры» - гордость нашего судостроения

В советское время – с начала пятидесятых – знаменитый Зеленодольский судостроительный завод начал выпускать пассажирские теплоходы, комфортабельность которых тянула на класс «люкс», говоря современным языком. Это были известные на всю страну «Ракеты», «Метеоры» и «Кометы». Суда развивали неслыханную по тем временам скорость 60 км/ч и впечатляли неискушённых советских пассажиров внутренней отделкой и комфортностью путешествий по рекам.

Так, ежегодно по речным артериями Советского Союза курсировали пассажирские теплоходы, перевозя по самым разнообразным маршрутам более 20 млн советских граждан. Цифры впечатляющие. Но помимо цифр, есть еще и воспоминания современников. Наверное, в каждой семье родители или бабушки с дедушками могут рассказать, какое место в сфере культурного отдыха и туризма занимали речные маршруты на теплоходах. Летний сезон открывался вместе с прогулками на «трамвайчиках» в черте города. Госслужащим выдавались в качестве премий бесплатные круизные туры – полноценное, комфортное путешествие по реке. Астраханка Лукьянина Татьяна Петровна вспоминает, что в студенческую пору для ее сверстников речные прогулки на теплоходах были еще и способом поухаживать друг за другом. Пригласить на прогулку на трамвайчике было равнозначно походу в кино или в кафе. По словам Татьяны Петровны, живописные виды за бортом только располагали молодых парней и девушек к романтическому общению.

Летний отдых на теплоходах – это было настолько же традиционно и по-советски, как например, финская стенка, антресоли или стеклянные буфеты с посудой. Эта традиция даже нашла отражение в популярной музыке того времени – даже современная молодежь знакома со строчками «На теплоходе музыка играет, а я одна стою на берегу» из песни в исполнении Ольги и Зарубиной.

Новое время, пароходы старые

С перестройкой режима и, соответственно, с новым курсом страны на рыночную экономику изменилась и сфера обслуживания речного транспорта. Из сильного звена экономики она превратилась в придаток. Если в советское время с началом сезона судоходства в навигацию выходило около 400 пассажирских теплоходов, то сейчас эта цифра уменьшилась больше, чем в два раза. Официальные данные показывают, что весной 2016 года по российским рекам начали курсировать только 150 пассажирских суден. Данные весьма неутешительные – и это при официально взятом курсе на импортозамещение в области туризма и активного отдыха горожан. Было бы логичным в современных экономических и политических реалиях кризиса делать ставки на внутренние ресурсы страны и реабилитировать некогда мощный речной флот России. Благо, рек в стране много, протяженность их более ста тысяч километров, и такой отдых при грамотной его организации и адекватной ценовой политике стал бы востребованным для миллионов россиян. В частности, для астраханцев, гордящихся многочисленными «водными» званиями своего города. 

Плюс и минус - не сложилось

Однако причины, по которым речной флот перестал приносить выгоду государства, как раз исторически обусловлены. Во времена Советского Союза мощь судоходства заключалась в единстве республик, которые выполняли госплан, и зависела от их эффективной работы. После распада СССР те же самые республики стали конкурентами в сфере пассажирских перевозок. Речной флот России потерял как в количестве, так и в качестве. Суда попросту становились непригодными для перевозок из-за обветшалости и ветхости, т.к. средств на ремонт теплоходов, а также содержание портов и пристаней не хватало.

В связи с этим встаёт актуальный вопрос: а стоит ли вообще пытаться «реанимировать» эту отрасль? Или с пассажирскими перевозками неплохо справляются альтернативы в виде железной дороги, авиа- и автомобильного транспорта. Ведь в отличие от вышеперечисленных видов перевозок речной транспорт имеет один большой минус — сезонность. С другой стороны, среди главных плюсов теплоходов – экономичность. Также речные перевозки максимально безопасны для пассажиров, а суда считаются одними из самых экологичных видов транспорта. Речные «дороги» разгружают автомобильные потоки, тем самым уменьшая потенциальный уровень загазованности в городах.

Помимо этих достоинств, региональные ведомства могли бы обратить внимание еще и на культурную сторону вопроса. Поездки на «трамвайчиках» могут не просто выполнять функцию перевозки граждан из точки А в точку Б, но и нести культурную и развлекательную миссии. Развивать местный туризм можно с помощью речных экскурсий, эта идея не нова, но, к сожалению, весьма слабо реализуется в регионах. При этом специалисты прогнозируют, что спрос на речные перевозки все-таки вырастет – и даже процентов на десять-пятнадцать. В 2015 году около полумиллиона туристов предпочли водный транспорт. В нашем городе в этом году спустили на воду три новых «трамвайчика». Остаётся надежда, что при грамотной и адекватной политике спрос на поездки на теплоходах будет только расти, что и станет стимулом для нового подъема в истории речного судоходства России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру