Рост цен на турпутевки может составить 25%

Туристический бизнес в ожидании нового сезона без «заграничных морей»

«МК в Астрахани» разбирался в перипетиях российского турбизнеса, который и так лихорадит не по-детски: из-за сокращения выездного туризма у него сгорели 40% доходов. А о том, что еще ожидать будущим путешественникам, в нашей статье высказывают свои мнения эксперты из Европы, Москвы и Астрахани.

Туристический бизнес в ожидании нового сезона без «заграничных морей»

На пределе возможностей

С закрытием авиасообщения с Египтом и последними событиями, связанными с Турцией, которая также оказалась под запретом, российские турагентства несут огромные убытки: большинство россиян выбирали для отдыха именно эти страны. Ситуация, сложившаяся с выездным туризмом, затронула и астраханские турагентства, некоторые уже находятся на грани закрытия или даже прекратили свою деятельность.

Переориентироваться на внутренний рынок? Но он пока не готов в полной мере предложить нашим туристам альтернативные варианты. Спрос на туруслуги внутри страны превышает предложение: те же новогодние туры на курорты Кавказа сейчас почти все забронированы. А куда девать летом этот многомиллионный поток туристов?

Если же говорить о ценах, то, к примеру, стоимость одного только перелета на Алтай равна стоимости двух поездок с проживанием в Турцию. Стоит учитывать провинциальное положение любого из российских городов, не являющегося многомиллионным по населению мегаполисом. Таким горожанам предстоит сначала добраться хотя бы до Первопрестольной, чтобы двинуть куда-то дальше.

Директор ведущей турфирмы Астрахани «Цезар» Наталья Аверина знакома с проблемой не понаслышке. Занимаясь туризмом вот уже 23 года, она уверена, что можно достаточно уверенно работать даже на внутреннем туризме. Однако инфраструктура и сервис у нас все же оставляют желать лучшего: «Менталитет и отношение самих потребителей тоже должно быть другое, хотя квалификация обслуживающего персонала у нас тоже пока не ахти. А ведь посмотреть у нас есть что — возьмите даже Золотое Кольцо — многие из вас там побывали?».

Со слов Натальи Авериной, со стороны государства все эти годы на туризм не было выделено ни рубля. По крайней мере, турбизнес всегда все делал сам, утверждает Наталья Александровна, вспоминая пример культурно-исторического центра «Сарай-Бату» в Харабалинском районе Астраханской области. А ведь в последнее время турпоток в наш регион увеличился, да и последние события в индустрии, как ожидается, тоже скажутся на предстоящем сезоне.

Некоторые уже ищут свою выгоду. Так, туроператор Coral Travel заявил о готовности заняться популяризацией внутреннего туризма в России и в качестве начального этапа программы собирается познакомить потенциальных клиентов с туристическим потенциалом Астраханской области. В целях популяризации внутрироссийского туризма компания предложила разместить видеоролик и другие материалы о туристских возможностях нашего региона на своем официальном сайте. Фильм в подробностях покажет все рекреационные преимущества отдыха на Нижней Волге.

Также на собственной студии       туроператора будут сняты передачи «Узнаем Россию вместе» и отельный гид, которые позволят потенциальным туристам лучше узнать Астраханскую область при планировании своего путешествия. Впоследствии туроператор будет предлагать туристам событийный туризм в Астрахани, познавательный, культурный, гастрономический и рекреационный.

Только опять мы приходим к вопросу о ценах. В условиях отсутствия должной конкуренции они явно не будут понижаться. «И цен таких уже не будет! Даже если вернутся Турция и Египет, операторы не будут вновь предлагать их россиянам по тем ценам, к которым мы уже привыкли», — утверждает директор фирмы «Цезар». При этом Наталья Аверина отмечает, что почему-то запретили именно чартерные рейсы в Турцию, которые осуществляли операторы, почти все имеющие турецкие корни и капитал. Может, это просто кому-то выгодно — перекроить рынок туристических услуг?

Мы свой, мы новый мир построим

Ещё год назад государство порекомендовало многим чиновникам избавиться от зарубежной собственности, а силовикам и вовсе запретило выезд за рубеж. А на днях глава Ростуризма Олег Сафонов продолжил эту линию государственной политики, решив со своей стороны развенчать миф о привлекательности зарубежного отдыха. «Необходимость пляжа и моря — это во многом навязанный стереотип последних лет, который мы уже воспринимаем как собственное мнение, — заявил высокопоставленный чиновник. — Наши предки, даже обеспеченные, не ездили массово на заграничные моря». Жаль, что он не продолжил этот анализ и не обратил внимание на меню советских граждан, которое лет пятьдесят назад содержало раз в сто меньше импортных продуктов, чем у нынешних россиян.

С другой стороны, почти 8 миллионов туристов, выезжающих ежегодно только в Египет и Турцию, — это, как ни крути, уплывающий из страны не один миллиард долларов. В связи с этим нам, скорее всего, следует ожидать развития темы привлекательности внутреннего туризма. Наверняка уже готовятся статьи и телесюжеты о пользе купания в прохладной воде, вреде резкой смены климата и часовых поясов, неперевариваемости экзотической кухни и т.д. А может, все идет к возврату государственного туризма по примеру ранее существовавших в СССР агентств «Спутник» и «Интурист»? Ну если он обеспечит нас с вами бюджетными турами на Кубу или во Вьетнам, то это явно не такая уж и плохая идея.

Также Олег Сафонов выразил мысль о том, что популярный среди российских туристов вид отдыха стандарта All inclusive («все включено») имеет шанс на существование не только в Египте или Турции, но и в России. В качестве наиболее вероятных кандидатов на эту роль были отмечены Сочи и Крым. Последний, кстати, уже заявил о начале внедрения этой практики. Это, мол, как раз и позволит деньгам, которые граждане тратят в отпуске, оставаться внутри страны. Ведь в той же Турции наши с вами соотечественники оставляли порядка 10 млрд долларов ежегодно.

В то же время Ассоциация туроператоров России (АТОР) в лице её вице-президента Владимира Канторовича раскритиковала Ростуризм за навязывание отелям системы «все включено». «Это вопрос абсолютно бизнесовый, экономический. Никогда не считалось нужным, этичным учить бизнес, каким образом строить свою коммерческую политику. Я против того, что ведомство, руководящее туризмом, начинает рассказывать бизнесу, как организовывать питание», — заявил Канторович.

Кстати, ответственных за внутренний туризм уже назначил премьер Дмитрий Медведев. Ими стали всем известные вице-премьер Ольга Голодец и глава министерства культуры Владимир Мединский, которые возглавили Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма. В совет также вошли представители Госдумы, Совета Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также специалисты из образовательных и общественных организаций, которые связаны с развитием внутреннего и въездного туризма.

И нужно сказать, советы специалистов в сложившейся ситуации явно не будут лишними. Так, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) уже прогнозирует, что введение санкций против Турции, в частности в сфере туризма, приведет к росту цен на российских курортах в среднем на 25%. Об этом говорится в докладе международной финансовой организации.

«Турция — одно из наиболее популярных у россиян туристических направлений. Конечно, запрет на Турцию приведет к росту спроса на российские курорты, однако отсутствие конкуренции приведет к росту цен на туристические услуги и продукты внутри России», — говорится в докладе ЕБРР. Если запрет на Турцию продлится и в 2016 году, рост цен на туристические путевки в среднем составит 25%, полагают эксперты ЕБРР, что добавит 0,5 процентного пункта итоговой инфляции в 2016 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру