С бору по сосенке
Что делает власть, когда не хватает денег? Правильно, она ищет возможность увеличить доходы. Правда, зачастую это связано с непопулярными мерами — повышением налогов и сборов, акцизов и прочих платежей. К примеру, на днях областными депутатами было принято решение об увеличении транспортного налога, об этом мы ещё напишем ниже. Но мы решили узнать, как у нас в регионе обстоит с этим дело непосредственно в астраханской налоговой, уж там-то точно знают, у кого и сколько собрали денег.
— Здравствуйте, Анна Васильевна! Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, о каких достижениях в плане собираемости налогов и сборов стало известно в этом году?
— Здравствуйте! Сразу могу сказать, что управлением ФНС России по Астраханской области обеспечена положительная динамика налоговых поступлений. За прошедшие девять месяцев текущего года в консолидированный бюджет Российской Федерации (с учетом крупнейших налогоплательщиков) поступило более 51 млрд руб., а это на 10,3 млрд руб., или на 25,4% больше уровня соответствующего периода 2014 года. При этом стоит отметить, что по России рост составил 11,4%, а по ЮФО — 14,6%.
— Цифры прямо радуют. Ну а как распределились полученные средства между федеральным и региональным бюджетами? Ведь не секрет, что сейчас политиками вовсю говорится о нехватке денег в бюджете Астраханской области.
— В разрезе уровней бюджета ситуация выглядит следующим образом: в федеральный бюджет от нас поступило на 11,3 млрд рублей, или в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (9 мес. 2015 г. — 25,5 млрд руб., 9 мес. 2014 г. — 14,1 млрд руб.), а вот в консолидированный бюджет Астраханской области поступило уже на 1 млрд рублей, или на 3,8% меньше (9 мес. 2015 г. — 25,6 млрд руб., 9 мес.2014 г. — 26,6 млрд руб.).
— Кто сейчас является основными налогоплательщиками региона? И каков общий суммарный долг перед налоговой?
— Традиционно ведущими отраслями региона являются добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, предоставление услуг, строительство, обрабатывающие производства, транспорт и связь.
По состоянию на 01.10.2015 собираемость в территориальный бюджет составила 96,6 %, что соответствует уровню прошлого года. Недоимка в территориальный бюджет составила 888 млн руб., что на 221 млн руб., или на 9,9% меньше, чем в начале года.
— Кризис ощутимо ударил по карману как простого обывателя, так и предпринимателей, в связи с чем те и другие пытаются экономить. О чём говорит статистика, этот фактор влияет на попытки уйти от уплаты налогов?
— По статистике за 9 месяцев 2015 г. по сравнению с 9 месяцами 2014 г. на 34,9%, увеличилось количество камеральных проверок, выявивших нарушения, причем количество начислений по результатам таких проверок выросло в два раза. Однако однозначно сказать, что на данный факт повлиял экономический кризис, нельзя.
— Минфин прогнозирует увеличение поступлений по НДФЛ (до 8,1 млрд рублей в текущем году), также на 12,9% должны увеличиться поступления от налога на прибыль (до 8,4 млрд рублей). На 3,8% увеличатся поступления от налога на имущество организаций. Из этих цифр и складывается основная часть бюджета. Как вы оцениваете прогноз Минфина региона, реально выполнить поставленные задачи?
— Проект бюджета Астраханской области на 2016 год был сформирован при участии специалистов управления ФНС России по Астраханской области. За основу при формировании проекта бюджета приняты показатели социально-экономического развития Астраханской области на 2016 год.
— А выполняются ли планы по сбору налогов?
— Исполнение бюджета Астраханской области на 2015 год, утвержденного Законом о бюджете субъекта Российской Федерации и законами о бюджетах муниципального образования, в части администрируемых ФНС России доходов по состоянию на 01.10.2015 г. составило 66,7%.
— Как поменялась структура сбора налогов и сборов за это время (кто стал больше платить, кто меньше)?
— Наибольшая доля — 38,8% (в 2014 г. — 18,8%) в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет РФ обеспечена за счет налога на добычу полезных ископаемых, сумма которого выросла в 2,6 раза и составила 19,8 млрд руб. Вторым по объему в структуре доходов в отчетном периоде является налог на доходы физических лиц, доля которого составила 15,8% (в 2014 г. — 19,7%), или 8,1 млрд руб., в том числе в бюджеты муниципальных образований поступило 2,9 млрд руб. Удельный вес налога на прибыль организаций в общих поступлениях консолидированного бюджета РФ составил 13,2% (в 2014 г. — 17,9%), или 6,7 млрд руб., акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, и налог на добавленную стоимость — 10,9% и 10,2% соответственно.
— Какое количество миллионеров и миллиардеров у нас в регионе?
— Учёт общего количества миллионеров и миллиардеров не входит в компетенцию налоговых органов. Приводимые налоговыми органами ежегодно в ходе декларационной кампании данные отражают количество лишь только тех налогоплательщиков с указанным доходом за предыдущий год, которые обязаны задекларировать его. Например, гражданин, продавший свою квартиру за 1 млн рублей, может считаться миллионером. При этом если он владел ею более трёх лет, то не обязан декларировать свой доход от её продажи и не попадает в число миллионеров, задекларировавших свой доход.
Регион — дойная корова Москвы?
Уже по данным, предоставленным астраханскими налоговиками, можно видеть, сколько недополучает астраханский бюджет. Миллиардеров у нас тоже не прибавилось. Мультимиллионеров стало меньше в два раза. И в то же время и политики, и СМИ, и обычные люди все больше распространяют слухи, что регион банкрот. Мол, мы погрязли в долгах, и что будет дальше, никому неизвестно. На днях по этой теме высказался и бывший министр финансов области Станислав Миронов. С его слов, все эти слова о некачественном управлении экономикой и финансами в регионе не более чем профанация. А официальная позиция федеральных властей основывается на рейтингах Минэкономразвития и Министерства финансов РФ. К примеру, по качеству экономического развития субъектов федерации Астраханская область заняла шестое место из 83 регионов. Да и по качеству управления финансами наш регион ни разу не был в числе худших. При этом, как считает экс-министр, даже большой внутренний долг, достигший примерно 27 млрд рублей, не повод для посыпания наших голов пеплом. При анализе ещё порядка семи российских регионов, схожих по своим параметрам с нашим, Станислав Миронов выяснил, что в федеральной помощи нуждались только три из них — Республика Марий Эл, Пензенская и Астраханская области. Но как тут же уточняет, несмотря на то что деньги дали всем, почему-то именно нам меньше всего.
Каждый год Астраханская область получает порядка 2 млрд дотационных рублей. Вот только другие — во много раз больше. И чтобы хоть немного быть на одном уровне с ближайшим к нам регионом, необходимо ещё 4 млрд руб. федеральной помощи. Или на два миллиарда больше, если поставить целью стать «середнячком». Кстати, эта ситуация в отношениях с Москвой повторяется из года в год на протяжении уже 11 лет.
Сейчас бывший руководитель регионального минфина предлагает направить письма президенту России Владимиру Путину от всех представительных органов региона, общественных организаций и заявить о дискриминационном положении Астраханской области. Решить проблему предполагается путем выделения помощи из федерального бюджета, где заложены средства на несбалансированность бюджетов.
Малой кровью?
Недавно глава регионального правительства Константин Маркелов подтвердил, что казна Астраханской области лишилась существенных налоговых поступлений в связи с изменениями Налогового кодекса РФ. «В результате изменений налогового законодательства бюджет Астраханской области недополучил по налогу на имущество в 2014 году более 0,7 млрд рублей, а в 2015 году потери составят около 1 млрд рублей. В 2016 году объем выпадающих доходов по налогу на имущество организаций ориентировочно составит 3 млрд рублей», — сообщил вице-губернатор.
При этом потери связаны с тем, что недропользователи получили федеральную льготу по региональному налогу на имущество. А уже с 1 января 2016 года в силу вступает еще одно нововведение: налог на прибыль при освоении месторождений углеводородного сырья будет в полном объеме поступать в федеральную казну. В этих условиях, пока федеральный центр не обещает региону финансовых компенсаций, областные и муниципальные власти в срочном порядке стали искать дополнительные источники доходов.
Как обычно, решили повысить налоги. И вот первая ласточка — депутаты Астраханской областной думы сразу в двух чтениях приняли поправки в региональный закон «О транспортном налоге». Повышенный налог со следующего года будет касаться примерно 7 000 автомобилей из 250 тысяч зарегистрированных в регионе и пополнит казну на 52 млн рублей, которые можно будет направить в дорожный фонд Астраханского региона.
Так, для авто с мощностью двигателя от 200 до 250 лошадиных сил повышение ставки запланировано на 4 рубля; для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 35 л. с. на 2 рубля; для катеров и моторных лодок мощностью свыше 100 л. с. на 6 рублей; для яхт и других парусно-моторных судов лодок мощностью свыше 100 л. с. на 8 рублей; для гидроциклов мощностью свыше 100 л. с. на 26 рублей и так далее. Для владельцев мощных авто с двигателями больше 250 «лошадей» устанавливается максимальная ставка в 150 рублей с каждой.
Не отстают от народных избранников областного уровня и депутаты города. В частности, в гордуме начали обсуждать изменение системы налогообложения для малого и среднего бизнеса путем повышения единого налога на вменённый доход на отдельные виды предпринимательской деятельности (ЕНВД). Пересмотреть налоговый коэффициент депутаты планируют по 14 видам деятельности, куда подпадают розничная торговля, оказание бытовых, ветеринарных услуг, услуг по ремонту и автомойке транспорта.
По логике власть имущих, астраханцы становятся год от году лишь богаче. Даже пресловутый критик астраханской власти Олег Шеин и то считает, что особого внимания в этой ситуации заслуживают «господин Силуанов, который вместе с Набиуллиной, Улюкаевым и прочими неоконсерваторами семимильными шагами ведет к банкротству корпорацию «Россия», взяв Астраханскую область за опытный полигон». Косвенным подтверждением тому служат данные по сбору налогов в регионе за первые три квартала последних четырех лет. Из них видно, что поступления в федеральный бюджет из Астраханской области растут как на дрожжах: с 7,3 млрд руб. в 2013 году до 25,5 млрд руб. в 2015 году.