С изобретением автомобиля мир разделился на пешеходов и автолюбителей, и чем больше лошадей упихивается под капот «железного коня», тем больше народа стремится попасть за баранку. Даже политические мировоззрения так не разграничивают людей, как сакральные знания истинной природы ВАЗа, особенности автоматической коробки передач «японцев», нюансы болтов «пежо» и телефоны автомастеров-волшебников, способных из любого ржавого корыта сделать конфетку, ну или на худой конец просто реанимировать убитую колымагу. Причем не только «технари», но и пыльные гуманитарии, сев за руль, могут поддержать беседу о свойствах аккумуляторов и рессор, стоимости ОСАГО и глубине рытвин на выезде из села Баркасного.
Нам, пешеходам, остается лишь завистливо шипеть, в тайне мечтая о том дне, когда и в нашей жизни «железный конь придет на смену крестьянской лошадке». Хотя – что мечтать-то? Перейти из одной касты в другую довольно просто – достаточно приобрести даже не сам автомобиль, а хотя бы водительские права.
Главное – здоровье
Итак, для начала стоит узнать, имеете ли вы право управлять транспортным средством, то есть – пройти медкомиссию. Хочу сразу заметить, что медицинскую справку единой формы № 083/У-89 вы сможете получить только в медицинском учреждении, которое имеет лицензию на право проводить осмотры данного типа. Так что заранее позвоните в свою районную поликлинику и уточните – можно ли пройти медкомиссию у них, а также приготовьте денежки: формуляр справки вам обойдется порядка тысячи рублей. И вперед, на медосмотре вас ждут хирург, терапевт, офтальмолог, невропатолог, отоларинголог, нарколог и психиатр, разумеется — в рабочее время и будние дни, так что запаситесь отгулами. Правда, учитывая неслабые очереди к специалистам, многие предпочитают проходить медкомиссию в частных клиниках – пусть и за деньги, зато одним днем. Некоторые, уж вовсе несознательные граждане, вообще покупают справки установленного образца – это, кстати, как утверждают некоторые источники, обходится в среднем по области всего на тысячу рублей дороже, чем нервотрепка по кабинетам. Напоминаем, что это противоправный, хоть и понятный поступок. Будьте готовы к дополнительным обследованиям: если потребуется уточнение диагноза (или врач попросту не компетентен и не знает, можете ли вы с каким-то заболеванием получить права или нет), могут направить на прием к специалистам. Это дополнительное время и иногда дополнительные деньги. Не забудьте запросить в поликлинике копию лицензии, которая дает право на предоставление данных услуг – ее нужно будет приложить к медсправке.
«Ну а теперь-то со справкой можно отправляться учиться вождению?!», – воскликнет нетерпеливый читатель. Можно, осталось выяснить куда. Не стоит смотреть на яркую рекламу и обещания рассрочек и скидок: согласно постановлению правительства Российской Федерации «организации, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке водителей, имеют право на ее осуществление только при наличии соответствующей лицензии, согласованных с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств и заключения Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям». Так что советую заглянуть на сайт ГИБДД России www.gibdd.ru и проверить , включена ли выбранная вами автошкола в перечень организаций, которые имеют сертификат на образовательную деятельность по подготовке и переподготовке водителей. Искать следует справа, под баннером, на котором изображен знак «У» и написано «проверка автошкол».
Как видите, на сегодняшний день это список с двумя десятками автошкол города и области, там же указаны их контактные данные — адреса, телефоны и сайты. Кстати, о сайтах: даже в том случае, если новости на них обновляются достаточно регулярно, советую все-таки перезвонить и уточнить стоимость обучения. Дело в том, что на интернет-страницах многих, пусть даже и лицензированных автошкол стоят прямо-таки «дореформенные» цены или указана лишь стоимость за подготовку по теории, без учета практики вождения. Разница в среднем около трех-пяти тысяч, так что если вы не готовы горько и дорого разочароваться, советую узнать все нюансы заранее.
Призывникам бесплатно
Отмечу, что призывники могут пройти обучение бесплатно: НОУ Астраханская ТШ ДОСААФ России на своем сайте сообщает, что будущие защитники Отечества могут пройти обучение и получить водительское удостоверение с категорией С и «машинист автомобильного крана». Для этого достаточно прийти в военкомат и заявить о желании обучаться. Там выдают предписание, которое нужно предъявить в школе ДОСААФ. Все расходы берут на себя вооруженные силы РФ.
Хочу сказать два слова о региональных автошколах в райцентрах и крупных населенных пунктах области. Честно говоря, я даже рад, что их список ощутимо сократился. Нет, дело не во врожденном скверном характере, просто неоднократно убеждался, что практическая подготовка в большинстве таких заведений очень слабая, так как курсантов не вывозили на занятия в город, где есть большое движение и сложные развязки, а ограничивались лишь ездой по трассе и местечковым окрестностям. Разумеется, для тех, кто планировал ездить не дальше своего садового участка, такой подготовки вполне хватало, остальные же нередко попадали в ДТП из-за отсутствия элементарных навыков вождения на оживленном участке дороги.
Кстати, а вы заметили, что ни в одной из сертифицированных автошкол, указанных на сайте ГИБДД, нет возможности обучения на категорию М (мопеды и легкие квадроциклы)? Да-да, хотя наличие прав для водителей «дырчиков» и «табуреток» стало обязательным с прошлого года (категория же была введена в ноябре 2013 года). Конечно, водители, имеющие любую другую открытую категорию прав, могут управлять транспортными средствами категории М, но что делать, если мне не нужны права на большое авто? Ведь далеко не каждый готов выложить довольно крупную сумму денег и все ради езды на мотороллере, который и ребенок освоит за 10 минут! Что ж, желающим получить права только на свой мопед или скутер придется поискать счастья не в нашей области (правда, где именно, не знаю, мне так и не удалось отыскать сведений об удивительной автошколе, дающей права именно для категории М) или осваивать права категории А для мотоциклистов (все-таки вдвое дешевле прав на «легковушку»). А «бесправные» подростки, дачники и рыбаки, которым полюбились легкие мотороллеры, рискуют наложением административного штрафа в размере 800 рублей.
Однако вернемся к местным реалиям: в общей сложности «на права» стоит закладывать тысяч двадцать: это и оплата формуляра медицинской справки, и оплата теоретических и практических занятий (последние в среднем 400 рублей/час), и госпошлина, и стол преподавателям на экзамене. Последнее само собой не обязательно, но как говорят знающие люди, отсутствие лимонада с бутербродами может существенно увеличить риск пересдачи.
Удачи вам, граждане, в обучении и на дорогах!