Астрахань на большом экране

Начиная с середины прошлого века, у нас сняли около 30 фильмов

Тысяча с лишним километров отделяет Москву от Астрахани. Но это никак не смущает режиссеров, которых хлебом не корми - дай снять кино в нашем древнем городе. Поэтому Астрахань регулярно становится съемочной площадкой.

Начиная с середины прошлого века, у нас сняли около 30 фильмов
Кадр из фильма "Не может быть!"

Первое, что прельщает киношников, — Волга. Это настоящее раздолье для творчества. Ведь какая сочная натура, например, рыбацкий промысел. Изматывающий, практически героический труд, особый быт. Вот это и приглянулось создателям фильма «Вольница» в середине 50-х. Конфликт картины соответствующий — жуткие условия труда работников. Но как и в львиной доле советских картин, и здесь справедливость восторжествовала. Снимал фильм Григорий Рошаль, легенда кинематографа, ученик Мейерхольда.

В 1964 году стало ясно, что Астрахань—настоящий революционный город. У нас сняли картину о революционной молодости Михаила Фрунзе. Кстати, именно в этой ленте свою первую роль в кино исполнил Леонид Броневой. Еще один «красный» фильм «Найди меня, Лёня» рассказывает, что даже дети могут помочь в праведной борьбе против угнетения рабочих людей. Главный герой мальчик Ленька сбегает с баржи, ходившей по Волге, и попадает в семью революционеров. Вот какая разносторонняя наша родная река.

Кстати, еще одна наша «водная» проблема тоже не осталась без внимания — именно в Астрахани сняли фильм о браконьерстве. Картина называется «Ты — мне, я — тебе», в главной роли Леонид Куравлев. По сюжету герой подменяет брата на должности рыбного инспектора и тут же начинает брать взятки, что приводит к тому, что чуть ли не все поголовье осетров пропадает. В итоге у него просыпается совесть и рыбу удается спасти. Если бы в реальности все было также просто. Но не будем о грустном...

Кстати, есть и еще одна история на ту же тему, но с мистическим налетом — «Призрак». В главной роли Никита Высоцкий. Речь тоже идет об инспекторе Рыбнадзора. Только его браконьеры убивают.

Но все эти ленты уже мало знакомы нынешнему зрителю, вряд ли найдется много людей, которые сразу вспомнят их сюжет. В Астрахани снимались и настоящие жемчужины — картины, которые навечно заслужили зрительскую любовь.

Первая картина из Астрахани, ставшая популярной, «Не может быть!». Все помнят четыре новеллы, где режиссер тонко посмеивается над человеческой натурой. И про неверных супругов, где Олег Даль прогуливается по астраханским улочкам. Кстати, тот мальчишка, который чистит обувь герою в кадре и которому недавно установили памятник у нас на набережной, тоже наш земляк. Архитектура астраханского центра идеально подошла для этой удивительной истории, песню Олега Даля записывали на улице Розы Люксембург (ныне Никольской).

Другая новелла, о том, что «губит людей не пиво» снималась на Татар-базаре. Здесь рядом с актером тоже наш исконный персонаж — вобла. А герои Пуговкина, Светина и Гребешковой живут в одном из соседних дворов. В кадре видна и историческая булыжная мостовая, она и по сей день сохранилась. Ведь по сюжету действие происходит в 20-х годах.

Кстати, Астрахань часто становится для киношников городом из прошлого. В 1984 году у нас снимали еще один легендарный фильм — «Мой друг Иван Лапшин». По сюжету действие происходит в 30-е годы. Но Астрахань опять же подошла. Говорят, места для съёмок знаменитый Алексей Герман нашёл в архивах, где обнаружил вырезку из газеты со снимками деревянной арки и гипсовых пионеров у фонтана. Как рассказывают биографы Германа, у нас нашлись улицы с покосившимися деревянными домиками и заросшими камышом трамвайными путями, по которым достаточно было пустить старый трамвайный вагон, чтобы все обрело облик середины тридцатых. Правда, старых трамваев во всей Астрахани не было, пришлось доставлять из Ленинграда.

На съемках кинофильма "Мой друг Иван Лапшин"

«Снимать надо было обязательно в пасмурную погоду и обязательно, чтобы был снег. Германа предупреждали перед началом экспедиции: “Снежных дней в Астрахани бывает в году пять-шесть от силы”. Но случилось невероятное: снега выпало столько, что успели снять все, что задумали. И почти все время была пасмурная погода».

Очень лестно, что такие знаменитые ленты связаны с нашим городом, а вот другой великий советский фильм снимался не у нас. Речь идет о картине «Иван Васильевич меняет профессию». Знаменитая сцена погони снималась в Ростовском кремле. Это отчетливо видно в фильме: на наших храмах таких куполов нет. Так что, к сожалению, эту заслугу нам причислить нельзя.

Еще одна печальная история: именно в Астрахани были начаты съемки последнего фильма Александра Абдулова. Картина, к созданию которой мастер готовился десять лет, так и осталась незаконченной. Это была бы новая история по роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Съемки проходили у села Каралат Камызякского района. В картине заняты актеры Леонид Броневой, Ирина Розанова и Сергей Никоненко. Кроме Астраханской области, съемки должны были проходить в Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму, а также в Париже и Венеции. Но мечте Александра Абдулова не суждено было сбыться. Проект остался незаконченным, пока никто из режиссеров не взялся за его доработку. Боятся, что не дотянут до уровня мастера.

Но вернемся к теме машины времени, которая прячется в астраханских улочках и помогает переносить действие съемок на десятилетия назад. Опять наш город стал площадкой для съемок «преданий старины глубокой» в 2012 году. Речь идет о «Казачьих сказках» Андрея Белянина. Наш земляк, уже известный писатель-фантаст, решил, что лучшей натуры для съемок, чем родная земля, не найти. Так и превратилась наша область в казачью станицу. Пока фильм на широкие экраны не вышел, ждем. Еще более давние времена изображались в эпичном полотне «Орда», он вышел на экраны в 2012 году. Съемки этого фильма подарили нам музей под открытым небом — Сарай-Бату.

Съемки фильма "Орда"

Еще одна лента, снимавшаяся в это время в Астрахани, пока не увидела свет. Это фильм Рината Давлетьярова, который уже три раза сменил название, но запомнился астраханцам как «Американка». Эти съемки наделали в городе много шума. Ведь киношникам требовались статисты, в фильме сразу несколько массовых сцен, в том числе настоящая демонстрация и деревенские танцы. Объявления о наборе актеров висели во многих СМИ. Я тоже решила окунуться в мир кино — просто потому, что грех не увидеть все своими глазами. Ведь снимают в твоем городе. На кастинге была огромная очередь. Пришлось стоять пару часов. Ладно, подумала я, в конце концов, раз уж пришла. Затем меня сфотографировали и позже перезвонили, пригласили на примерку, только велели изменить мой красный цвет волос на более соответствующий 70-м годам. На примерке подобрали милое платье из сотен моего размера, милые сандалии. Был и грим — хвостики с начесом и веселая челочка. И конечно, кричащий макияж. Съемки моей сцены проходили ночью — это был эпизод деревенской дискотеки. Снимали на десятке, конечно, было время познакомиться с другими «актерами», нас было больше сотни. Сами съемки проходили тяжело. Во-первых, было очень холодно, все-таки осень. Между дублями мы не успевали толком согреться. В кадре нужно было улыбаться и изображать энтузиазм. Хорошо хоть актеры, исполняющие главные роли, оказались милыми людьми и делились с нами пледами. Кстати снимали мы с шести вечера до шести утра две ночи подряд. Еще одна проблема — нужно было с первого раза понимать: что сделать, как и в какой момент. Задачи менялись практически с каждым дублем. Нам пришлось и бегать, и кричать, и смеяться, чтобы добиться нужного эффекта. Режиссер был очень требовательным. Ренат Давлетьяров и в эмоциях не стеснялся, мог и прикрикнуть, и чем-нибудь в кого- то запустить. Видно, впитал астраханский колорит, когда жил здесь. Во время перерывов было странно видеть девушек из 70-х с айфонами в руках. Правда, именно с помощью этих средств связи и удалось сделать много фотографий (хотя, вообще-то, нам это было запрещено).

В общем, теперь мне кажется, когда фильм наконец-то выйдет, Астрахань составит ему отличную кассу, ведь все те, кто там снимался, пойдут в кино. А это несколько сотен человек (плюс друзья и родственники). Осталось дождаться выхода, который уже много раз откладывался. Сейчас известно, что кино выйдет под названием «Пацаны».

Гордиться Астрахани есть чем, кто-то из местных СМИ даже предложил создать «Астравуд» по примеру Голливуда, ведь наша натура так привлекает режиссеров. Довольно интересная мысль. Если учесть, что у нас снимают не только художественное кино, но и сериалы, и документальные фильмы. Кстати, в этом году тоже проходили съемки многосерийной ленты «Буревестник». И вновь на экране астраханцы смогут узнать родные места.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру