Как устроились в Астраханском регионе украинские беженцы

На сегодняшний день в Астрахани и области остаются более двух тысяч вынужденных украинских переселенцев. Большинство разместилось у родственников или в арендуемом жилье, но есть и те, кого просто приютили неравнодушные астраханцы прямо у себя дома или на загородной даче. Эти беженцы несут все расходы по пребыванию в России самостоятельно или с помощью своих родственников. А вот беженцев, размещенных в пунктах временного пребывания, содержат за счет государственного бюджета.

По поручению губернатора Александра Жилкина вынужденных переселенцев с Украины разместили в санаторно-оздоровительном лагере «Астраханские зори» на территории области и социально-реабилитационном центре «Русь», где были созданы все необходимые условия для проживания. Для документального оформления переселенцев имеется несколько вариантов. Ещё в мае этого года президент РФ подписал указ, по которому все граждане Украины, получившие статус беженцев, политическое или временное убежище в Российской Федерации, имеют право найти работу без специального разрешения, исключение составляют только те должности и профессии, где не допускается работа иностранных граждан. Многие украинцы, прибывают в нашем регионе уже более полугода, но говорят, что до сих пор не могут отойти от состояния шока: решение об отъезде пришлось принимать срочно, потому приехали они в Россию практически с пустыми руками. Бежали от войны, бросили все — квартиры, хозяйство, имущество, работу, расстались с родственниками и друзьями. Оставаться в стране было небезопасно ещё до начала масштабных боевых действий, например, любого могли остановить на улице и заставить прочесть украинский гимн, в противном случае грозили расправой. Теперь, в России приходится начинать все с нуля. Наша газета пообщалась с несколькими семьями временных переселенцев, они рассказали о своей новой жизни, которую им было суждено начать в нашем регионе.

Евдокия Николаевна приехала в наш город этим летом из Луганска вместе с невесткой и внучкой. Все втроём разместились в однокомнатной квартире у дочери Елены. Получили статус временного убежища, как впрочем, и большинство переселенцев с Украины. Процесс и сроки получения убежища в целом схожи с процедурой получения статуса беженца, но все же первое чуть проще. Временное убежище предоставляется на срок до года, он может продлеваться. Евдокия Николаевна уже пенсионерка, поэтому была необходима хотя бы какая-нибудь посильная подработка, чтобы можно было минимально прожить. Для многих переселенцев с Украины, кто достиг пенсионного возраста, проблема пенсионного обеспечения сейчас очень актуальна. Хотя, как заявляет пенсионный фонд РФ, переселенцы с Украины могут претендовать на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. При этом размер назначенной в России пенсии будет зависеть от статуса переселенца. В Астрахани Евдокия Николаевна нашла вакансию уборщицы в поликлинике, чему, в общем-то, рада. Внучка устроилась в администрацию Ленинского района. Сегодня для людей, ещё недавно бежавшим от ужасов войны, главным остаётся мирная спокойная жизнь. А вот сын Евдокии Николаевны остался в Луганске. Продолжает работать на одной из уцелевших шахт. О зарплате нет и речи. Тем не менее практически все, кто остался в полуразбитом городе, продолжают ходить на работу в больницы и школы. Шахтеры ежедневно опускаются под землю. Потому что только так они могут обеспечить проживание для себя и своих близких, есть надежда, что зарплату хотя бы когда-то, но отдадут. К тому же занятие своим делом во время работы помогает как-то забыться от осознания всего случившегося. Евдокия Николаевна говорит, что возвращаться на родину их семья не планирует.

С чего всё началось…

Следующая наша героиня решилась рассказать нам свою историю с самого начала, включая все ужасы, какие коснулись их ещё на родине. Мы говорим «решилась», потому что многие переселенцы до сих пор не могут вспоминать всё, что было с ними там, за границей нашей страны. Валентина и её муж — молодая семья. Хотели строить жизнь у себя на родине, ситуация начала накаляться ещё год назад, но никто не думал, что уже через несколько месяцев, в своей стране, в своём доме будет просто страшно находиться. Семья Валентины приехала из Луганска. Валентина говорит, что всё началось 22 мая. «В 4 утра мы проснулись от воздушной тревоги. Напряжение в городе почувствовалось сразу. То есть до этого в городе уже было ополчение — были блок-посты, был комендантский час и т. д. Но именно 22 мая произошло первое нападение на город. На тот момент у нас, да и у каждой семьи в городе была наготове сумка с самым необходимым: теплые вещи, вода, документы. В течение нескольких дней была напряженность. Странно было видеть истребители над городом, танки, БМП. Через неделю муж не выдержал и отправил меня в Астрахань. Сам остался защищать город. Я пробыла в Астрахани два месяца, до последнего дня надеялась вернуться домой. Но уже 12 июля приехал мой муж. Наш город находился в полном окружении, постоянно раздавались взрывы — армия била по блок-постам. Часть ополченцев ушла из города. Не из-за трусости, нет. Они отступали, уводя за собой армию. Мы сразу же сняли квартиру в Астрахани. Возвращаться домой было опасно — выезжали под пулями. В городе все сидели в подвалах. Без света, газа, воды. Дети, старики, мужчины и женщины — все. Следить отсюда за новостями было очень сложно: периодически появлялась связь с родными и близкими. Мы знали, что разрушено несколько школ. Снаряды попадали в квартиры 9-этажных домов. Один снаряд упал во двор нашего дома — окон ни у кого не осталось, была разорвана газовая труба. Мы изначально отказались от идеи поехать в лагерь для беженцев. У нас были кое-какие накопления, мы искали работу. То есть мы не хотели занимать чье-то место в лагере. Возможно, семьям с детьми это было более необходимо.

Изначально с работой было сложно. Но мы не унывали. Познакомились со многими астраханцами. Нам помогли всем: посудой, постельным бельем, одеждой. Потихоньку мы начали верить в лучшую жизнь. В августе мы начали оформлять документы на получение временного убежища. Эти документы давали нам право работать даже на государственных предприятиях, не выезжать из страны. Сейчас у нас все документы готовы. Мы сделали следующий шаг — записались в программу переселения соотечественников. Собираемся получать гражданство и оставаться жить здесь.

Смысла возвращаться домой нет — в нашем родном городе по сей день идут боевые действия. Когда это прекратится, неизвестно. Страшно и больно осознавать, что наше правительство, наша армия просто вынудили нас покинуть страну. Было очень обидно получать сообщения от украинского банка с примерным сообщением: «Пожертвуйте на нашу армию!».

Как украинские переселенцы встретили морозы в «Астраханских зорях»

Другая переселенка с Украины Ольга, как и предыдущая наша героиня, из Луганска. Вместе с мужем почти пять месяцев она проживает в лагере для вынужденных переселенцев в «Астраханских Зорях». Ольга с дрожью в голосе вспоминает тот день, когда их вывозили из города на автобусе ополчения. Тогда ещё взорвали вокзал в Луганске. Было очень страшно. В Астрахани у молодой супружеской пары не было ни близких, ни знакомых. Ехали с одной лишь надеждой. В Луганске остались родители. Оставлять нажитое десятилетиями хозяйство они не захотели. У Ольги с мужем выбора не было. Сейчас Оля уже готовится к рождению ребёнка. Говорит, что на данный момент в лагере для временных переселенцев в «Астраханских зорях» находится около 300 человек. Было больше. Некоторые вернулись обратно на Украину в надежде спасти что-то из оставленного имущества. Сейчас, несмотря на холода, в «Астраханских зорях» достаточно тепло. Налажено отопление. Семье Ольги дали комнату, так как они ждут прибавление. Ольга устроилась в местную газету. Говорит, что с трудоустройством особых трудностей не возникло, несмотря на сроки беременности. Она специалист широкого профиля, есть опыт работы в печати и художником-оформителем, на родине несколько лет успела поработать преподавателем. Муж тоже смог устроиться на работу. Правда, как признаётся Ольга, большинство беженцев идут на неофициальную работу, так как на официальную сложнее устроиться, да и платят стабильно, но мало. В лагере для переселенцев на данный момент имеется самое необходимое, есть и свой медицинский пункт. С документами переселенцам тоже очень помогли, особенно в первые месяцы их приезда. В Астрахани к переселенцам отнеслись очень благосклонно. Особенно благодарны беженцы различным волонтёрским организациям и простым гражданам, которые сразу же откликнулись. Везли всё необходимое, особенно детскую одежду и даже новые детские коляски. Некоторые переселенцы с Украины успели даже создать семью в нашем городе. Около пяти семей официально оформили свои отношения в «Астраханских зорях». При поддержке губернатора сотрудники ЗАГСа помогли беженцам на достойном уровне организовать главное событие их жизни, пусть и омрачённое трагическими событиями на родине. Нашлись спонсоры, предоставившие свадебные наряды, кольца и даже лимузины. Новоиспечённые семьи на Украину возвращаться не собираются. Сейчас Ольга отмечает некоторый спад общественного энтузиазма по сравнению с летом и началом осени.

Астраханцы не остались равнодушны

Как мы убедились, внимание и участие к судьбам временных переселенцев со стороны астраханцев всё же ощутимо. Например, молодёжная организация «Прогресс» и её молодые участники, помимо прочей своей неутомимой общественной деятельности, включающей организацию праздников с подарками для детей-сирот, субботников для ветеранов войны, новогодних поздравлений детям-инвалидам, особую роль отводят именно помощи беженцам. Организация находится только на стадии становления. Есть группа молодых активных людей, неравнодушных к чужой беде. Лидер молодёжной организации Сергей Темнов рассказал нам, почему именно беженцы с Украины попали в поле особого внимания волонтёров из молодёжной организации «Прогресс»: «Потому что в данное время это люди — самые нуждающиеся в той самой руке помощи. Что может быть страшнее войны, когда убили близких, разбомбили дом, когда вынуждены бежать с малыми детьми на руках, не успев взять даже самое необходимое? Они приехали сюда, зная, что тут их встретят неравнодушные люди, окажут помощь, что они не останутся один на один со своей бедой. И насколько я знаю, они не пожалели, что приехали в Россию, в наш гостеприимный Астраханский край».

Беженцы рассказали, что среди простых астраханцев много отзывчивых людей, готовых оказать помощь. Например, в семье Виктории из Донецкой области двое маленьких детей. Ожидают рождение третьего. Дети есть дети и никто не вправе отнимать у них детство, им тоже хочется играть в игрушки, смотреть мультики. Виктория говорит, что совершенно незнакомая девушка просто приехала в их лагерь «Астраханские зори» и привезла им телевизор. Люди нуждались в элементарном: кастрюли, сковородки, — начались холода, а у кого-то не было даже электрического чайника. Но как говорится «с миру по нитке».

Встречаются, конечно, в социальных сетях и противоречивые мнения по поводу разместившихся беженцев. Некоторые недоумевают: почему деньги тратят на беженцев, когда у России своих проблем достаточно, тем более на фоне санкций? Тем не менее, по социологическим опросам, более половины населения настроено доброжелательно и считает, что нужно обеспечить нуждающихся переселенцев всем необходимым.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 10 декабря 2014

Заголовок в газете: Теперь их Родина — Россия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру