Из жизни астраханских уличных музыкантов

22 ноября 2014 в 09:26, просмотров: 2343

Сейчас мало кого может удивить звук «живой» музыки, доносящейся с центральных улиц города или Набережной Волги, особенно в тёплое время года. Ассортимент музыкальных инструментов, которые можно услышать, самый разнообразный, начиная с традиционных и привычных нашему слуху гитары, аккордеона, флейты до самых экзотичных. Особый колорит и какую-то необыкновенную атмосферу таинственности на грани транса подарят слушателю африканские барабаны. Казалось бы, совершенно несвойственным для нашего южного региона является загадочный варган, но и он нашёл тут своих ценителей.

Из жизни астраханских уличных музыкантов
Уличный музыкант Виктор Клыканов

Так кто же они эти музыканты? Что заставляет их выходить на улицу и часами простаивать под раскалённым солнцем или, напротив, в осенние холода, просто так или за достаточно символичную сумму делясь своим талантом с незнакомыми прохожими? В этом нам и предстоит сегодня разобраться.

Действительно, для человека, который никогда не играл на улице, специфика данного вида деятельности покажется непонятной. Кто-то так и вовсе относится к этому как к попрошайничеству. Но в данном случае дело вовсе не в заработке, а в чём-то гораздо большем, неизмеримом, как признаются музыканты. Это вопрос духовной области, некий стиль жизни. Хотя есть среди музыкантов и те, которые считают, что уличные выступления как-то занижают их планку, поэтому предпочитают играть как минимум в клубах. Если же разобраться и отступить от общепринятых стереотипов, то, что же тут унизительного? В других странах к уличным музыкантам относятся так серьезно, что применяют достаточно жесткий контроль качества ко всем желающим выступать. Например, чтобы выступать в лондонской подземке или в Ковент Гардене, необходимо пройти специальное прослушивание и получить разрешение. Этот вид деятельности очень востребован и любим жителями. В Дублине, где подобные мероприятия также достаточно популярны, закон требует ото всех уличных музыкантов иметь как минимум 20 песен в репертуаре, что опять-таки указывает на востребованность подобного рода деятельности. В России сегодня в разных городах отличается отношение к музыкантам, играющим на улицах. В прошлом году в Москве прошёл целый отборочный тур фестиваля городских музыкантов, участие в котором смогли принять артисты, выступающие на улицах и площадях. Лучшие исполнители представили свое творчество на концерте, посвященном Дню города.

Астраханский менестрель

Не раз астраханцев и гостей города привлекала очень необычная семейная пара музыкантов, играющих на гитаре и исполняющих, как правило, полюбившиеся всем рок-хиты. Эту пару можно заметить издалека, они уже давно легко узнаваемы в нашем городе. Их уличные выступления всегда собирают немалую аудиторию. Был случай, когда на День города на набережной Волги выступали знаменитые артисты. На центральной сцене выступала популярная певица Анита Цой, а чуть подальше скромно расположились Виктор с женой. Они исполняли под гитару любимые песни из репертуара групп «Кино», «Аквариум», певицы Земфиры и других рок-исполнителей. Было многолюдно. Кто-то из толпы торопился не пропустить выход Аниты Цой, но вокруг астраханских музыкантов собралась полукругом своя аудитория. От их исполнения веяло чем-то таким простым, до боли родным и знакомым. День города в Астрахани приходится на осень. Было достаточно прохладно, но в кругу собравшихся слушателей астраханских музыкантов было по-особому тепло, несмотря на ветер. Пели все, даже те, кто не знал слов, подхватывали уже запомнившиеся куплеты. В итоге даже те, кто так торопился увидеть звезду телеэкрана, никуда не ушли и до конца вечера остались в уютной компании астраханских музыкантов. На выступления они приходят всегда со своей маленькой дочкой, которой сейчас уже два годика. Но подобный род деятельности родителей знаком ей с двухнедельного периода жизни и явно очень даже по душе. Бабушки живут не в Астрахани, так что дочь буквально с первых дней жизни принимает во всём участие. Из музыки юная ценительница прекрасного предпочитает песни из старых советских мультфильмов. Виктор с женой играют поочерёдно, сменяя друг друга, чтобы маленькая Галя не заскучала. Но звуки гитарных струн, кажется, действуют на ребёнка благотворно и даже успокаивающе. Сопровождает музыкантов на всех уличных выступлениях их четвероногий друг. Наша газета взяла интервью у Виктора и постаралась узнать специфику деятельности стритеров — уличных музыкантов. Отношение к ним общества и то, почему они избрали для себя именно такой образ жизни. Как оказалось, Виктор сам долгое время работал журналистом в районной газете в Калмыкии, вместе с отцом, который был членом союза журналистов СССР. Сейчас Виктору Клыканову 39 лет. Родился он в Калмыкии, в городе Лагань, в краю рыбаков и охотников, как называет его сам музыкант. Кстати, проявил себя не только как музыкант, но и как писатель. На счету автора имеется несколько рассказов, миниатюр и даже детских сказок. Действительно, недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всём. В семье Виктора было очень много музыкантов, так что нет ничего удивительного, что в 16 лет мальчик стал интересоваться музыкой и самостоятельно неплохо освоил инструмент. Хотя в семье были не только музыканты-любители, но и профессионалы. Например, старшая сестра Виктора Галина — директор музыкальной школы, она живет в Харькове. Двоюродный брат отца музыканта Александр Борисович Клыканов — отличный гитарист, в молодости играл в известной астраханской группе «Волгари».

До сих пор Виктор очень жалеет, что не выучился на журналиста. После школы он поступил на филологический факультет, но быстро разочаровался и оставил его. Говорит, что «писать самому нравилось больше, чем изучать литературные труды других». В институте Виктор посещал литстудию «Ключ» под руководством Валерия Николаевича Гвоздея, которого музыкант вспоминает с большим теплом и благодарностью. Его он помнит как «замечательного педагога, очень интересного поэта и музыканта». Какое-то время Виктор даже играл в собранной им рок-группе. После того. как Виктор оставил институт, он вернулся домой, где и стал работать в местной газете фотокорреспондентом, а потом оператором на телевидении. С детства и всю жизнь Виктор увлекается фотографией. Занятие фотографией и является основным заработком Виктора. На своей страничке на сайте «Проза.ру», где Виктор публикует свои произведения, он называет себя именно фотографом. Говорит, что первый свой гонорар за фотоработы получил в 12 лет.

Музыка же для него больше как хобби. Гитару он считает своим хорошим другом. Как говорит сам Виктор, «это возможность спеть то, что не можешь сказать. Это мост между людьми и отличительный знак для таких же, как ты. Многие годы я общаюсь именно с музыкантами, начинающими и профи, берущими первые аккорды и легендами андеграунда. И большая часть из них хоть раз, но играла на улице, а кто-то играет и сейчас. Поскольку стритерство — живое продолжение тех, кого когда-то называли красивым словом „менестрели‟. Это не работа, это – призвание».

На вопрос, когда впервые посетила мысль о стритерстве-игре на улице, Виктор отвечает, что никогда не задумывался заниматься чем-то подобным, тем более после тридцати: «Ведь одно дело — просто играть с друзьями дома, в клубе, и совсем другое — выйти на набережную, положить перед собой гитарный чехол и петь за деньги. И на каждые десять „спасибо‟ слышать негромкое „бездельники, лучше бы работать шли‟. Ну не будешь же объяснять — ходим, работаем. А здесь — нравится. И не в деньгах дело по большому счету, — объясняет музыкант. — Есть стереотип. Если ты вышел на улицу и что-то делаешь за деньги, это равносильно тому, что ты протянул руку, ты — нищий, неудачник либо алкоголик. Так что даже некоторые знакомые музыканты с сомнением относятся к стритерству. В чем-то виноваты и сами уличные музыканты, ведь действительно — таких много. Без таланта, без души... Хочется пройти мимо как можно быстрее. Иногда — гитару хочется предложить настроить. Но уж никак не остановиться и что-то бросить в шляпу. К счастью, среди моих знакомых таких нет, если уж играют, то на совесть, что на концертах, что на улице. Виктор рассказал нам, что даже бывают случаи, что человек долго слушает, потом робко просит самому сыграть, и выясняется, что он великолепный музыкант, а вот на улице решился сыграть только сегодня, может это вообще единственный раз. Поскольку конкурсы, концерты, репетиции». Есть у астраханских музыкантов даже постоянные слушатели, которые, как говорит Виктор, приходят, зная, что он и его жена будут играть в определенное время, и музыканты им рады. «Мы не ждем от них денег, но именно от них ощущается обратная связь, а это очень важно. Вот они и есть самые благодарные зрители, и спасибо им большое», — с искренней благодарностью добавляет Виктор.

Когда заходит вопрос об уличных музыкантах, многих не оставляет равнодушным и материальная сторона. Сколько же можно реально заработать уличной игрой? Как рассказал нашей газете Виктор, он знает людей, которые живут только этим, летом играют на побережье, в другое время — дома. Но для наших сегодняшних героев — это всё же не работа, а хобби. О месте «дислокации» уличные музыканты, особенно в небольших городах, где все хорошо знают друг друга, и если мест, где можно играть, немного, как в Астрахани, то договариваются по времени, кто играет на этих местах. «В Астрахани стритеров мало, так что делить особо нечего, тем более мы, скажем, с женой этим занимаемся непостоянно, всё-таки дети, работа», — пояснил нам музыкант. К тому же Виктор раскрыл нам некоторые нюансы стритерства. Оказывается, довольно часто с музыкантами работают аскеры, люди, как правило, ярко и нестандартно одетые, которые подходят к прохожим и просят помочь деньгами. По большей части эту роль выполняют миловидные девушки. Виктор объяснил нам некоторые «подводные камни» стритерства сегодня: «Стоит сказать, что это выглядит частенько назойливо, да и попадает под статью о попрошайничестве, так что полиция имеет полное право составить протокол и оформить штраф. Если ты играешь один — это сделать сложнее, поскольку никаких денег мы не просим, если кто-то сочтет нужным и возможным бросить что-то, это его право. Нельзя играть после 23.00, нельзя играть очень громко, особенно вблизи жилых домов, нельзя играть в переходах и в метро — это может создать проблемы в случае ЧП при эвакуации. Хотя сейчас появилась возможность привлечь за организацию массового нахождения людей, но и там всё неоднозначно. Иногда говорят ещё о незаконной предпринимательской деятельности, в Москве даже пытались приравнять музыкантов с Арбата к торговцам, обязать покупать лицензии, что правильно, наверное, сам бы купил, если бы выдавали, проще было бы. Но как всегда, переборщили, рассчитав годовой налог больше, чем стритер может заработать в принципе. Так что российские уличные музыканты только ждут, когда их узаконят, отведут для них места, где можно играть, и будут брать символическую плату за это, как и заведено во всём мире».

В нашем городе есть свой Цой

Музыкант-стритер Алекс Цой
 

Нам удалось пообщаться ещё с одним достаточно известным астраханским музыкантом-стритером, известным как Алекс Цой. Так ещё в 2007 г. его окрестила компания друзей. Всё начиналось с полюбившихся советских песен группы «Кино». Но Алекс не пытался просто подражать любимому музыканту, а пробовал «чувствовать», как во время исполнения своих хитов. Друзья, конечно же, это видели и ощущали невероятную энергетику его музыки. Словно два этих человека, две души сливались воедино. В музыке Алекса, действительно, было что-то неподражаемое, индивидуальное, но между тем в ней так ярко чувствовалось именно то, что вероятнее всего хотел донести до своего слушателя сам Виктор Цой. Впервые Алекс начал заниматься игрой на гитаре с 16 лет, видел, как знакомые ребята играют на улице и решил тоже попробовать с целью просто поиграть, поделиться с окружающими своим внутренним состоянием. Со временем игра на улице стала для него хобби, которое приносило скорее не заработок, а отдых для души. Родные и друзья отнеслись с пониманием к такому увлечению и не считали это чем-то зазорным. Алекс всегда играет то, что ближе ему самому. Как правило, это русский рок: ДДТ, «Король и Шут», «Сектор Газа», но эта музыка совпадает и с настроением публики, которая собирается послушать Алекса. Самой же благодарной публикой музыкант считает не тех людей, которые бросили деньги в чехол, а тех, кто хотя бы остановился минут на 10–20 и просто послушал. Немаловажным в подобном виде деятельности, как утверждает Алекс Цой, является самоотдача и обмен эмоциями, когда играешь не в пустоту, а видишь и чувствуешь своего слушателя, умеешь понять его. Но Алекс заметил, что последнее время на улице всё реже можно встретить музыкантов-стритеров. Он это связывает с гонениями полиции. Оказывается, не у всех наших граждан есть внутренний настрой на восприятие искусства. Кто сказал, что уличную игру на гитаре нельзя назвать искусством? Ведь одно из самых простых определений искусства звучит не иначе как образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего. Но находятся и такие, которые жалуются вышестоящим инстанциям, ссылаясь на то, что якобы мешает. Сейчас Алекс Цой работает геологом. Он закончил политехнический колледж по специальности «Бурение газа и скважин». Но музыку не забросил. В свободное время он играет в рок-кафе «Тройка».

Таким образом, мы видим, что музыкант на улице не только выступает, он лечит уставшие души. Он уже не просто артист, но и психолог и друг. Люди подходят, просят что-то сыграть, потом еще что-то, слушают, плачут, обнимают, рассказывают свою историю, и музыкант слушает всех и всем по возможности помогает своей музыкой. 

Это только на первый взгляд кажется, что уличным музыкантом может стать каждый, кто хоть раз брал в руки гитару. Нет, для этого нужно быть романтиком, иногда непризнанным гением, поэтом и художником. Музыканты-стритеры могут быть абсолютно разных возрастов, но главное, что их объединяет, — нежелание признавать систему и общепринятые рамки. Они живут по своим внутренним законам. Это самые настоящие дети искусства. Конечно, они не отказываются от денег, деньги нужны всем, так устроен наш материальный мир. Но поверьте, для этих людей деньги не самое важное, главное — это сам процесс, то как ты начинаешь петь, как твой голос разлетается по улице, как сливается со звуками гитары, как все это превращается в некую энергию, которая тебя же потом и питает. 






Партнеры