Чем грозит «антиалкогольная» кампания для малого бизнеса?

Госдума предложила запретить продавать крепкий алкоголь в магазинах на первых этажах многоквартирных домов. Инициатива поступила от Росалкогольрегулирования. По их мнению, следует ограничить продажу напитков крепостью более 28%. Кстати, ведомство предложило установить и минимальный размер оплаченного уставного капитала для компаний, которые продают алкоголь. Для продавцов спиртного до 28% градусов предлагается капитал до 1 млн рублей, свыше этой отметки — до 2 млн рублей.

Чем грозит «антиалкогольная» кампания для малого бизнеса?

Инициатива примечательная, тем более, что она логически продолжает «антиалкогольную» кампанию правительства. Но есть сомнения, будут ли у такого закона исключительно положительные результаты.

Мы попытались разобраться на примере Астрахани, каковы плюсы и минусы такого решения.

Стоит отметить, что на федеральном уровне в конце прошлого года активно обсуждалось предложение закрыть магазины на первых этажах жилых домов. Причин для этого Геннадий Онищенко, предложивший данную инициативу, нашел много: шум, продажа алкоголя во внеурочное время и, соответственно, контингент, который мешает жильцам. Но по мнению экспертов, лучше не рубить с плеча. Едва ли не 90% процентов компаний малого и среднего бизнеса в этой сфере располагается именно на первых этажах жилых домов.

Минусы

Федеральные экономисты отмечают, выручка таких маленьких магазинчиков на 35% состоит именно из продажи спиртного и табака. И Астраханская область не исключение. А значит, некоторые предприниматели могут сильно пострадать, и эти торговые точки просто закроются. Ерунда, подумаете вы. Но что останется делать жителям: иногда такой продуктовый — один на весь квартал. И куда прикажете ходить пенсионерам? Ведь одно дело сделать два шага в соседний подъезд, а другое — пройти пару тройку улиц до другого магазина.

Конечно, всегда назревает ответ: ходите в супермаркет. Сейчас в городе существует сразу несколько крупных сетей, которые конкурируют друг с другом. Конечно, маленькие магазины составляют им не слишком большую конкуренцию, но все равно их исчезновение может сказаться на ценах крупных ритейлеров. Да и многие люди старшего поколения просто не любят ходить в супермаркеты. Ну не любят они сами искать по полкам нужный товар. Тем более что с продавцом не пообщаешься, не обсудишь последние новости. И опять же супермаркеты находятся далеко не поблизости от большинства домов, что представляет проблему для людей пожилых и с ограниченными возможностями здоровья.

При ближайшем рассмотрении из инициативы Росалкогольрегулирования вытекает и еще одно «но». А как же поддержка малого и среднего бизнеса? Об этом твердят уже несколько последних лет. В 2007 году был принят федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существует федеральная программа поддержки такого бизнеса. Да и на региональном уровне оказывается помощь. При этом предпринимателям все равно очень тяжело работать. А теперь их лишат ощутимой доли выручки. Значит, нужно найти замену этому капиталу, предоставить субсидии или сделать налоговые послабления. Но пока об этом речи не идет.

Плюсы

Первый положительный момент — спокойствие жильцов. Дело в том, что часто около магазинов на первых этажах собираются шумные компании, и это не обязательно молодежь. Порой это «товарищи со стажем», купили и тут же распили. Не будет магазинов — будет тишина по ночам. Кстати, если у вас сейчас есть такая проблема — вызывайте полицию. Пару раз приедет наряд, глядишь, и переменят место дислокации.

Еще плюс — исчезнет засилье рекламы на стенах дома. Порой первый этаж так «завешивают», смотреть противно. А ведь этим портится облик города. Ещё было бы, что рекламировать. Кстати, в прошлом году были приняты поправки в федеральный закон о рекламе. Запретили растяжки над дорогами и рекламу на транспортных средствах. Рекламе на стенах достаточного внимания не уделили. Зато отдали некоторые полномочия регионам. Так что, возможно, ситуация изменится.

Ясно, что такой законопроект возник неспроста. В первую очередь такие маленькие магазины очень часто нарушают закон. Продают алкоголь в любое время, и после 22:00 в том числе, ну и конечно, отпускают спиртное подросткам. Разумеется, отслеживать эти нарушения очень сложно.

А значит, главный плюс принятия этого законопроекта — алкоголь перестанет быть слишком доступным. Кстати, в Астрахани дело с продажей спиртного несовершеннолетним, а также ночью, обстоит довольно печально. Купить алкоголь не проблема практически в каждом микрорайоне города. Обязательно найдутся несколько точек, о которых все знают.

Как борются с алкоголем региональные законодатели

Астраханские парламентарии уже давно обратили свое внимание на эту проблему. Так, некоторое время назад был принят закон, по которому введен запрет на торговлю алкоголем и в зонах отдыха — в парках, садах, лесах, скверах, на пляжах. Кроме того, нельзя продавать спиртное вблизи монастырей и храмов. Также в области существуют свои дни «трезвости»: нельзя продавать алкоголь 1 июня — в День защиты детей, 1 сентября — в День знаний и 25 мая, когда все отмечают последний звонок. Недавно законодатели пошли еще дальше и предложили запретить продажу энергетиков детям, но это уже другая тема.

Ясно, что закрытие небольших магазинов — это тоже не панацея от злоупотребления алкоголем. Должен быть комплексный подход всех «фронтов». Более того, экономически и социально закрытие магазинов невыгодно. А значит, нужно искать компромиссы.

Молодежь борется за свое здоровье

Бороться с нерадивыми продавцами пытаются активисты молодежного движения «Наши». Они уже около полугода регулярно устраивают рейды в маленьких магазинах. Руководитель астраханского отделения Роман Ядыкин рассказал, как проходят проверки и понимают ли продавцы «с первого раза»: «У нас в городе множество магазинов, которые продают спиртное в любое время и кому угодно. Порой кажется, что им закон не писан. Буквально в самый первый магазин заходишь и спокойно можешь купить любой напиток когда угодно. При этом продавцы, когда у них спрашиваешь, почему так алкоголь отпускаете, начинают возмущаться, а иногда и с кулаками бросаются. Был случай, вообще продавщица сбежала, одну напарницу оставила. А в магазине рядом с СОШ №11 проштрафившаяся продавщица начала обвинять сотрудников полиции, которых мы вызвали, в том, что те сами не разрешают у людей паспорт требовать. Мол, это запрещено законом».

Среди самых злостных нарушителей, которые попадались не один раз, Роман называет магазин «Лимон» на остановке «Площадь Октябрьская», магазин «Радамир» на 2-ой Зеленгинской. Но конечно, больше всего нарушений выявлено в магазинах сети «Сюрприз». Там продавцы вообще не стесняются торговать спиртным ночью и несовершеннолетним. «Здесь чаще всего выявляем нарушения. Причем и продавцы, и администраторы считают, что лучшая защита — это нападение. Пытаются нас выгнать, качают права. Успокаиваются, только когда наряд полиции приезжает».

На таких нарушителей активисты пишут заявления. Сейчас в России розничная продажа алкоголя детям карается штрафом в размере 30-50 тыс. руб. для граждан, 100-200 тыс. руб. для должностных лиц и 300-500 тыс. руб. для юридических лиц. И планируется повышение — в 10 раз. Так что наказание довольно ощутимо.

Отдельная проблема — продажа алкоголя в центре города. Роман Ядыкин рассказывает: «Рыба гниет с головы, а город с центра. Здесь собирается вся молодежь. И пожалуйста, можно легко купить выпить. Один из таких магазинов расположен прямо рядом с Петровским фонтаном на Центральной набережной. Вот мы и пытаемся бороться, все отчеты выкладываем в группе Вконтакте, чтобы общественность знала нарушителей, так сказать, в лицо». Разумеется, существуют и другие средства борьбы с распространением алкоголя. В первую очередь на законодательном уровне.

__________________________________________________________________________________________________

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Екатерина Семенова, экономист:

«Если какого-то сегмента бизнеса нет, это сразу ощущается. Если закроют все небольшие торговые точки, регион потеряет их налоговые поступления. Кроме того, эта система взаимосвязана – поставщики потеряют клиентов. Сократятся грузоперевозки. Кроме того, небольшие точки часто закупают продукцию местных производителей. При их закрытии точек сбыта для местных продуктов станет ощутимо меньше».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 5 ноября 2014

Заголовок в газете: Малому бизнесу приходит конец?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру